Историческая справка

 Историческая справка.
1. архитектурно-художественный и типологический анализ ОКН Церковь расположена неподалеку от центральной площади поселка, на сильно понижающемся к югу участке, и северным фасадом выходит на красную линию застройки ул. Крупской. Церковь кирпичная, храмовый четверик оштукатурен, а трапезная покрыта известковой обмазкой. Объемная композиция здания состоит из пятиглавого храма с полукруглой апсидой и трапезной, слитой с боковыми приделами. Кубообразный храмовый четверик усложнен небольшими ризалитами, подчеркивающими центры боковых фасадов. Все углы объема скруглены. Пологую четырехскатную кровлю венчают пять чешуйчатых главок: центральная, луковичная, поднята на восьмигранном деревянном глухом барабанчике с низким четырехгранным постаментом, остальные, шарообразные, с тонкими шейками, - на четырехгранных. Зауженная по отношению к четверику полукруглая апсида и обширная трапезная, включающая часовню и нижний ярус колокольни, уступают храму по высоте. Полукруглые апсиды теплых приделов (южный более широкий), доходящие до выступов ризалитов четверика, также слегка понижены. Над алтарем южного придела поставлена маленькая чешуйчатая главка. Фасады храмового четверика имеют трехчастную структуру. Из-за понижения рельефа гладкий цоколь в большей степени выражен на южном фасаде храма. Скругления углов объема, начинающиеся выше уровня цоколя, подчеркнуты плоскими лопатками, по ним раскрепован трехчастный венчающий карниз, дополненный аркатурой. В ризалите, плоскость которого выделена легкой раскреповкой, на северном фасаде под высоко поднятым разорванным фронтоном находится арочный входной проем (на южном фасаде ему соответствует пара окон с лучковыми перемычками) и крупное полуциркульное окно второго света в профилированном тянутом обрамлении. Полуциркульная фрамуга над входной дверью и окна второго света сохранили рамы с верной расстекловкой. На пряслах к востоку на ризалитах помещено по арочному окну, заключенному в наличник с узкими пилястрами, поддерживающими разорванный фронтон. Декор апсиды - наличники двух арочных окон и венчающий карниз - аналогичны четверику. Общими элементами, объединяющими фасады трапезной, служат цоколь, ограничений ступенчатой полочкой, и многополочный венчающий карниз. Боковые фасады разделы на три прясла короткими лопатками, набранными из перспективных ширинок. На них опираются выступающие из стены более широкие «языки» с крестообразными нишками, композиционно объединенные мелкими арочками в завершении прясел. Арочные окна - по одному на прясло и одно в алтарном выступе - заключены в наличники с килевидными архивольтами поддерживаемые полуколонками с перетяжками. Более развитый декор фасадов в сверо-западной части трапезной отличает расположенную здесь часовню. Над арочным окном на северном фасаде и таким же выходным проемом, обрамленном широким архивольтом, на западном помещены киоты в наличниках с полуколонками (завершавшие их килевидные архивольты утрачены) и подоконниками с зубчатыми фартуками. Лопатки по сторонам проемов украшены фигурными филенками, а верхняя часть стены декорирована ширинками и мелкими арочными нишками. Края нижнего яруса колокольни на западном фасаде фиксированы пилястрами, прорезанными узкой щелевидной нишкой. Проем входа украшен очень крупным и массивным порталом с вписанными друг в друга профилированными архивольтами, больший из которых опирается на пилястры, а меньший - на полуколонны. В тимпане меньшего архивольта в кирпиче выложен фигурный фронтон, дополненный филенками. Конструкция свода храма весьма необычна для данного периода. Между угловыми выступами вдоль всех стен выложены высокие арки. Два поперечных коробовых свода, усложненные распалубками, опираются на два стройных крещатых столба, поставленных на поперечной оси храма, и переброшенные от них к стенам продольные и поперечные подпружные арки. Алтарь, открытый в пространство храма, имеет коробовый свод с конхой. Средняя часть трапезной перекрыта крестовым сводом, а приделы, отделенные подпружными арками, - коробовыми, также на подпружных арках, с конхами в алтарных полукружьях. Часовня завершена крестовым сводом, перекрытие нижнего яруса колокольни плоское. В подклете под южным приделом - два помещения, разделенные узким коридором. На сводах храма и в верхней части стен и столбов сохранились росписи, исполненные маслом в иконописной манере в начале XX века. Сюжетные клейма евангельского цикла разделены широкими полосами растительного орнамента, типичного для этого времени. На одной из стен трапезной уцелел фрагмент масляной росписи с изображением святителей в богато орнаментированных парадных одеяниях. При восстановлении храма в него были перенесены царские врата нач. XIX в. из церкви Николая Чудотворца в селе Соболево Сусанинского района.