Историческая справка

 Историческая справка.
1. архитектурно-художественный и типологический анализ ОКН Церковь расположена неподалеку от центральной площади поселка, на сильно понижающемся к югу участке, и северным фасадом выходит на красную линию застройки ул. Крупской. Церковь кирпичная, храмовый четверик оштукатурен, а трапезная покрыта известковой обмазкой. Объемная композиция здания состоит из пятиглавого храма с полукруглой апсидой и трапезной, слитой с боковыми приделами. Кубообразный храмовый четверик усложнен небольшими ризалитами, подчеркивающими центры боковых фасадов. Все углы объема скруглены. Пологую четырехскатную кровлю венчают пять чешуйчатых главок: центральная, луковичная, поднята на восьмигранном деревянном глухом барабанчике с низким четырехгранным постаментом, остальные, шарообразные, с тонкими шейками, - на четырехгранных. Зауженная по отношению к четверику полукруглая апсида и обширная трапезная, включающая часовню и нижний ярус колокольни, уступают храму по высоте. Полукруглые апсиды теплых приделов (южный более широкий), доходящие до выступов ризалитов четверика, также слегка понижены. Над алтарем южного придела поставлена маленькая чешуйчатая главка. Фасады храмового четверика имеют трехчастную структуру. Из-за понижения рельефа гладкий цоколь в большей степени выражен на южном фасаде храма. Скругления углов объема, начинающиеся выше уровня цоколя, подчеркнуты плоскими лопатками, по ним раскрепован трехчастный венчающий карниз, дополненный аркатурой. В ризалите, плоскость которого выделена легкой раскреповкой, на северном фасаде под высоко поднятым разорванным фронтоном находится арочный входной проем (на южном фасаде ему соответствует пара окон с лучковыми перемычками) и крупное полуциркульное окно второго света в профилированном тянутом обрамлении. Полуциркульная фрамуга над входной дверью и окна второго света сохранили рамы с верной расстекловкой. На пряслах к востоку на ризалитах помещено по арочному окну, заключенному в наличник с узкими пилястрами, поддерживающими разорванный фронтон. Декор апсиды - наличники двух арочных окон и венчающий карниз - аналогичны четверику. Общими элементами, объединяющими фасады трапезной, служат цоколь, ограничений ступенчатой полочкой, и многополочный венчающий карниз. Боковые фасады разделы на три прясла короткими лопатками, набранными из перспективных ширинок. На них опираются выступающие из стены более широкие «языки» с крестообразными нишками, композиционно объединенные мелкими арочками в завершении прясел. Арочные окна - по одному на прясло и одно в алтарном выступе - заключены в наличники с килевидными архивольтами поддерживаемые полуколонками с перетяжками. Более развитый декор фасадов в сверо-западной части трапезной отличает расположенную здесь часовню. Над арочным окном на северном фасаде и таким же выходным проемом, обрамленном широким архивольтом, на западном помещены киоты в наличниках с полуколонками (завершавшие их килевидные архивольты утрачены) и подоконниками с зубчатыми фартуками. Лопатки по сторонам проемов украшены фигурными филенками, а верхняя часть стены декорирована ширинками и мелкими арочными нишками. Края нижнего яруса колокольни на западном фасаде фиксированы пилястрами, прорезанными узкой щелевидной нишкой. Проем входа украшен очень крупным и массивным порталом с вписанными друг в друга профилированными архивольтами, больший из которых опирается на пилястры, а меньший - на полуколонны. В тимпане меньшего архивольта в кирпиче выложен фигурный фронтон, дополненный филенками. Конструкция свода храма весьма необычна для данного периода. Между угловыми выступами вдоль всех стен выложены высокие арки. Два поперечных коробовых свода, усложненные распалубками, опираются на два стройных крещатых столба, поставленных на поперечной оси храма, и переброшенные от них к стенам продольные и поперечные подпружные арки. Алтарь, открытый в пространство храма, имеет коробовый свод с конхой. Средняя часть трапезной перекрыта крестовым сводом, а приделы, отделенные подпружными арками, - коробовыми, также на подпружных арках, с конхами в алтарных полукружьях. Часовня завершена крестовым сводом, перекрытие нижнего яруса колокольни плоское. В подклете под южным приделом - два помещения, разделенные узким коридором. На сводах храма и в верхней части стен и столбов сохранились росписи, исполненные маслом в иконописной манере в начале XX века. Сюжетные клейма евангельского цикла разделены широкими полосами растительного орнамента, типичного для этого времени. На одной из стен трапезной уцелел фрагмент масляной росписи с изображением святителей в богато орнаментированных парадных одеяниях. При восстановлении храма в него были перенесены царские врата нач. XIX в. из церкви Николая Чудотворца в селе Соболево Сусанинского района.


 

2. Краткая история местности

Поселок Сусанино — в недавнем прошлом село Молвитино. Откуда произошло это странное название — от слова ли молва, молвить или от другого слова, давно забытого и затерянного в веках, — неизвестно. Нынешнее название село получило по имени русского национального героя Ивана Сусанина, спасшего в 1613 г. царя Михаила Романова, поскольку именно в его окрестностях совершил крестьянин Иван Сусанин свой подвиг. Поселок живописно расположен на высоком холме при слиянии реки Шачи со своим притоком Воложницей, в 62 км к северо-востоку от Костромы. Его планировочная структура характерна для крупных торговых сел края. Две главные улицы бывшего села: Загзинская, или Костромская (ул. Ленина), по которой шла дорога на Кострому, и Долгая (ул. К. Маркса), выходившая на буйскую дорогу, пересекаются под прямым углом на обширной торговой площади. В 16 в. село Молвитино упоминается как центр местной железорудной промышлен-ности. Но со временем железорудное производство в Молвитине пришло в упадок, не выдержав конкуренции с уральским железом. Взамен этого постепенно развился новый промысел — суконно-валяльное производство, набравшее силу в 19 в. и принесшее молвитинцам славу непревзойденных "шапочников и картузников" в обеих столицах. Постепенно пришли и другие блага цивилизации. Открылась почтово-телеграфное отделение, стараниями уездного и губернского земства была выстроена земская больница, сельская аптека, ветеринарный пункт, открыта земская публичная библиотека. В самом Молвитине и поблизости существовало несколько школ. Наиболее древним и известным архитектурным сооружением Сусанина является расположенная на центральной площади Воскресенская церковь она была выстроена в 1690 г. На трех обветшавших деревянных церквей 16в. Другим крупным культовым сооружением является Вознесенско-Покровская единоверческая церковь, возведенная 1876г. В 1988 г. В поселке открылся мемориальный музей И.Сусанина. Жилая и гражданская застройка Сусанина относится ко 2-й половине 19 – началу 20 вв. Это, в основном, двухэтажные кирпичные, смешанные, реже деревянные здания. Современная застройка, ведущаяся на окраинах поселка практически не коснулась исторических кварталов.


3.Стилевая характеристика района (города, архитектора, мастера-строителя).

Застройка села получила облик, ориентированный на городскую архитектуру периода эклектики. Торговый характер села сказался на типологии жилых зданий кон. 19 – нач. 20 вв. и особенно ярко отразился в застройке его главных улиц. Исключительной выразительностью обладает деревянная и полукаменная застройка села, отличающаяся богатством резного декора. Часто повторяющейся в фасадном убранстве домов, свойственных жилому деревянному зодчеству Костромы кон. 19 – нач. 20 в., а также о знакомстве местных строителей с изданным в 1870-е гг. альбомами проектов И.П. Ропета для деревянных дач. Исторический облик села в советское время подвергся сравнительно небольшим искажением. Современная, в основном малоэтажная, застройка ведется за пределами исторической территории, городок Министерства обороны с пятиэтажными кирпичными домами вынесен на северо-восточную окраину поселка. Невысокая застройка и обилие зелени позволяют сохранить живописную панораму стоящего на холме старинного села с доминирующим храмом в центре.


4. Описание ремонтов перестроек и разрушений.

Объект культурного наследия регионального значения (ОКН Р) "Покровская (Никольская) церковь, 2-я пол. XIXв." является своеобразным примером приходского храма в русском стиле с чрезвычайно редкой для этого времени двустолпной конструкцией. Единоверческая Покровская церковь с приделом Николая Чудотворца первоначально была устроена в 1849 году в здании деревянной старообрядческой молельни. В 1875 году здание, за исключением теплого придела, было разобрано по ветхости, и в 1876 г. на средства прихожан выстроен каменный храм, престол которого был освящен в честь двух праздников - Вознесения Христова и Покрова Богоматери, благодаря чему церковь называлась Вознесенско-Покровской. Вероятно, первая небольшая трапезная храма была деревянной. В 1882 г. возвели каменную трехъярусную колокольню, увенчанную шатром, а церковную территорию окружили каменной оградой с деревянными балясинами (не сохранилась). При храме (возможно, в церковной ограде) поставили два деревянных дома для причта. В 1901 — 1904 гг. на деньги, собранные приходом и пожертвованные петербургскими купцами А. А. Сандалиным и В. И. Зиминым, местными уроженцами, под наблюдением костромского городского архитектора Н.И. Горлицына к храму была пристроена новая трапезная с двумя приделами. В подклете под южным приделом находились помещения для сторожа и просфорни, а в северо-западной части трапезной устроена часовня с четырехскатной кровлей, увенчанной главкой. Северный придел остался неосвященным, а в южный в 1904 г. был перенесен престол Николая Чудотворца из деревянного храма, который вплоть до этого времени продолжал существовать. В первой четверти ХХ века арочные проемы входов в храм и часовню на западном фасаде понизили с устройством лучковых перемычек. К настоящему времени верхние ярусы колокольни утрачены, новая трехскатная кровля трапезной уничтожила выделение объема часовни, часть окон в трапезной заложена, некоторые проемы растесаны, многие детали фасадного декора срублены, утрачен металлический козырек над северным входом в храм.